инженерно-технический центр
+7 (495) 482-17-05

заказать обратный звонок


о нас услуги прейскурант статьи контакты


Диагностика

Ремонт и техническое обслуживание двигателей

Ремонт ТНВД

Ремонт ТНВД и форсунок системы Common Rail

Ремонт насос-форсунок

Ремонт автодорожной и строительной техники

Выезд к заказчику и эвакуация

Качество и гарантия

Запасные части (распродажа)

 

Цена счастья

Андрей Автомонов
ЗАО "Моторсервис"

Покупка подержанного внедорожника с дизельным двигателем сопряжена с известной долей риска. Что было с мотором в прежней жизни? Правильно ли он обслуживался? Найти на эти и другие вопросы поможет данная статья

В последнее время все большее число автомобилистов выбирает машины с дизельным двигателем. Не составляют исключения и любители внедорожников. Высокий крутящий момент, особенно на низких оборотах, экономичность и относительная доступность топлива - таковы наиболее заметные преимущества дизеля перед бензиновым мотором.

Сегодня речь пойдет о том, как правильно выбрать подержанный внедорожник с дизельным двигателем. Любые автомобили, прибывшие из Америки, Германии или Польши, проходят, как правило, качественную предпродажную подготовку и чаще всего производят хорошее впечатление своим внешним видом. Все дефекты, которые может визуально определить будущий покупатель, на них устранены.

Узнать об автомобиле все досконально иногда не под силу даже опытным специалистам. Так, в моей практике был случай: новоиспеченный владелец Toyota Prado доказывал, что пробег его машины составляет 84 тысячи км. Однако в ходе диагностики была обнаружена бирка немецкого автосервиса, гласившая, что последнее ТО проводилось при 240 тыс. км. О том, что происходило с автомобилем за это время, сказать трудно. Затронем лишь основные моменты, исходя из которых вы сможете хотя бы отказаться от покупки авто с откровенно изношенным мотором.

Доверьтесь спецслужбам

Идеальным вариантом при покупке бывшего в эксплуатации внедорoжника является поездка в специализированный сервис, где имеются оборудование и инструменты для ремонта дизелей. Крайне редко, но некоторые продавцы недавно пригнанных из-за границы автомобилей на это соглашаются. В первую очередь необходимо замерить компрессию в цилиндрах. Эти данные позволят, не вскрывая мотор, оценить состояние цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), ведь именно ее износ является поводом для дорогостоящего капитального ремонта. Нормальная величина компрессии составляет обычно 24-30 бар для двигателя с прямым впрыском топлива и 27-35 бар для предкамерного дизеля. Более низкие значения говорят о предельном износе мотора. Производить замеры нужно на холодном двигателе, так как за время его работы масло уплотняет зазоры в поршневой группе, соответственно, результаты измерений на прогретом моторе получатся завышенными.

Изношенная цилиндро-поршневая группа служит причиной падения компрессии.

Вторым по важности элементом дизеля является топливная аппаратура. Как топливный насос высокого давления (ТНВД), так и форсунки существуют с электронным управлением или без него. Если ваш выбор остановился на автомобиле с ТНВД без электроники, то достаточно замерить давление подкачивающего насоса внутри ТНВД, чтобы дать косвенную оценку его состояния. (Оговоримся, что на некоторых моделях авто эту операцию невозможно сделать без снятия насоса с двигателя.) Если же вам посчастливилось купить внедорожник с электронным управлением впрыска топлива, то без компьютерной проверки всех систем не обойтись. Грамотный специалист сможет выявить "сбои" в работе блоков управления, возможно, умело скрываемые продавцом.

Провести диагностику ТНВД серии VR с электронным управлением можно только на специальном стенде с использованием компьютера.

Если ТНВД лишён электронной начинки, то для косвенной оценки его работоспособности достаточно замерить давление встроенного подкачивающего насоса.

Рядные ТНВД являются самыми надёжными, но на современных авто они не применяются.

На специализированном сервисе по обслуживанию дизелей в обязательном порядке должен быть стенд для настройки ТНВД.

Затем следует проверить состояние турбины, замерив давление наддува. Конкретные значения величин давления привести трудно, поскольку они разнятся в зависимости от типа турбины. Также надо убедиться в отсутствии выброса масла из воздухонагнетателя. Турбокомпрессор является высокоточным, а потому дорогостоящим изделием. Ресурс турбины составляет около 150-200 тыс. километров пробега авто. Конечно, ее проверка непосредственно на двигателе не даст стопроцентного ответа на вопрос об оставшемся ресурсе, но все же поможет оценить общее состояние мотора.

Ресурс турбины дизеля составляет 150-200 тыс. км пробега авто.

Далее производятся различные проверки, которые применимы лишь к определенным маркам автомобилей. Например, у большинства "японцев" и "корейцев" необходимо замерить зазоры в клапанах, а у семейства Volkswagen не забыть о ремне ГРМ. Для всех дизелей нелишней окажется и оценка состояния топливного и воздушного фильтрующих элементов.

Когда надежда только на себя

Не всегда есть возможность обратиться к услугам сервисной станции. В таком случае нужно проводить самостоятельную диагностику сердца приглянувшегося автомобиля. Начать следует с осмотра двигателя и подкапотного пространства перед запуском холодного мотора. Если без очевидной причины он уже прогрет заботливым продавцом, это должно насторожить. Как уже отмечалось ранее, компрессия у горячего двигателя всегда выше. Если машина уже поездила по России и ее владелец не удосужился помыть двигатель перед продажей, то вам повезло. На силовом агрегате можно увидеть подтеки масла, следы ремонтных работ и многое другое, что может помочь в обследовании. Открыв крышку маслозаливной горловины на неработающем двигателе, стоит заглянуть вовнутрь. Чистота находящихся в поле зрения деталей и отсутствие на них частиц нагара говорят о том, что мотор регулярно и правильно обслуживался.

Подготную этого дизеля владелец авто скрыл, тщательно отмыв двигатель...

...чего нельзя сказать про хозяина машины с этим мотором.

Не забудьте проверить уровень масла. Если он находится на минимальной отметке, то, возможно, ЦПГ или уплотнения турбины имеют критический износ. Цвет масла дизельного двигателя всегда черный. Это совершенно нормально и не должно вас настораживать. Быстрое почернение масла (иногда через 1 000 км после замены) -обычное явление, вызванное работой моющих и диспергирующих присадок. А вот если масло имеет цвет "кофе с молоком", значит, в него попал антифриз. В этом случае дальнейшее обследование двигателя теряет смысл - от покупки такой машины стоит отказаться.

Если с маслом все в порядке, то далее следует проверить уровень охлаждающей жидкости. Дедушкины сказки о том, что дизеля не перегреваются, ушли в прошлый век, и сегодня возможность купить перегретый в прошлом двигатель достаточно велика. Чаще всего перегреву, с последующей заменой головки блока цилиндров (ГБЦ), подвержены длинные 5-ти и 6-цилиндровые рядные дизели. Ремонт в таком случае зачастую приводит к замене ГБЦ, а иногда и всей поршневой группы. Низкий уровень антифриза - повод задуматься о том, не подтекает ли он где-нибудь и не был ли из-за этого перегрет мотор. В ходе всей диагностики автомобиля надо обратить внимание на тепловой режим двигателя. Во время пробной поездки следите, не заходит ли стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на красную зону.

Когда автомобиль подготовлен к продаже, сказать что-либо о состоянии его агрегатов без специальных проверок сложно, но некоторые заключения сделать можно. Своего рода тестом работоспособности дизельного мотора служит его холодный запуск. Поэтому остановимся на этом подробнее.

Идеальными погодными условиями для покупки дизельной машины являются холода, но даже летом неисправный мотор может проявить себя с худшей стороны после ночной стоянки. Работа дизеля основана на внутреннем смесеобразовании и воспламенении от сжатия. Если компрессия недостаточно велика, то неизбежно возникнут трудности с воспламенением смеси в момент запуска мотора. Особенно ярко это будет заметно зимой. Запуск холодного двигателя должен протекать ровно, без пропусков воспламенения в отдельных цилиндрах. Сразу после пуска мотор должен устойчиво работать на малом газу. Обязательно обратите внимание на дымность выхлопа во время прогрева. У исправного силового агрегата возможен лишь незначительный выброс черной копоти в момент запуска и на режимах резкого увеличения нагрузки, в остальное же время дизель дымить не должен. Если из выхлопной трубы валит черный дым в процессе прогрева мотора, значит насос высокого давления подает увеличенное количество топлива. Скорее всего, с таким ТНВД будут проблемы. Если дым белый с частичками масла или сизый с характерным едким запахом топлива, то в этом виноваты неисправности как ЦПГ, так и насоса высокого давления. На некоторых автомобилях (например, Nissan Patrol Y61 2.8 или Toyota LC с двигателем 1HDT), где применена система непосредственного впрыска топлива, свечи накаливания работают после запуска холодного двигателя до 7 минут. Такие дизели с пониженной компрессией могут не дымить сразу после запуска, зато после отключения свечей подогрева возможно наблюдать тот же едкий сизый дым.

Если автомобиль оборудован электронной системой впрыска топлива, то обязательно удостоверьтесь, что лампа "проверь двигатель" (check engine) гаснет после запуска и больше не загорается. В противном случае есть повод для того, чтобы посетить сервисную станцию либо отказаться от автомобиля.

Когда двигатель внедорожника запустился и работает без видимых сбоев, нужно проехать на машине несколько километров для его полного прогрева. Попутно можно оценить автомобиль на ходу. По ходовым характеристикам сложно давать какие-либо советы, потому что все машины разные, а соответственно, и их скоростные свойства отличаются. Однако есть общие критерии, которые помогут в проверке выбранного авто.

Как уже отмечалось выше, исправный дизель может немного дымить только при резком нажатии на педаль акселератора. Работа двигателя во всех режимах должна быть ровной и устойчивой. Бывает, что неисправный ТНВД самопроизвольно изменяет динамический угол впрыска, в результате мотор может ни с того ни с сего громко начинать рычать либо, наоборот, затихать. Обороты двигателя не должны плавать ни под нагрузкой, ни на холостом ходу. Дизель должен выдерживать без провалов нагрузку от компрессора кондиционера, ГУРа или АКП. Все отклонения от нормы могут "потянуть" за собой дорогой ремонт.

Двигатель с турбонаддувом обычно имеет ярко выраженный "подхват", т. е. увеличение мощности, после 2 200-2 500 об/мин. Если этого не ощущается, то, возможно, турбина неисправна или ТНВД не увеличивает количество топлива при нарастающем количестве воздуха.

При выборе автомобиля Toyota LC80 и 100 с двигателями 1HZ и 1HDT следует обратить внимание на отсутствие раскачки двигателя, которая выражается в продольных рывках. Чаще это происходит при движении на 1-й и 2-й передачах в районе 1 100-1 500 об/мин. Если она присутствует, то дело может закончиться ремонтом или заменой ТНВД, а этот элемент не относится к разряду дешевых.

Теперь, когда двигатель достаточно прогрет, можно продолжить осмотр. Не глуша мотор, надо убедиться, что нет ярко выраженных свежих подтеков масла в районе прокладки клапанной крышки, а также в местах, где расположены сальники коленчатого вала, если двигатель имеет ремень в приводе ГРМ. Следует заглянуть под автомобиль, чтобы проверить, нет ли течи масла или антифриза. Двигатель, который весь залит маслом, особенно когда видно, что подтеки блестящие, а значит свежие, скорее всего, сгодится лишь для капитально-восстановительного ремонта. Износ ЦПГ приводит к избыточному давлению картерных газов внутри двигателя, которые и выдавливают масло наружу через все возможные уплотнения.

В связи со сказанным нелишним будет проверить давление картерных газов. Делается это на прогретом и работающем моторе. На клапанной крышке любого двигателя имеется патрубок для подсоединения трубки отвода картерных газов. Газы направляются в воздушный фильтр либо напрямую, либо через фильтр-отстойник масла. Если, сняв трубку, вы увидите, что из внутренностей двигателя идут под незначительным напором почти прозрачные картерные газы, то ЦПГ такого двигателя исправна. Если же из патрубка будет выходить сизо-белый дым с частицами моторного масла, то от такого "паровоза" (так специалисты в шутку называют подобные дизели) можно смело отказаться.

Для проверки давления картерных газов нужно отсоединить трубку их отвода от патрубка на клапанной крышке.

От покупки подобного "паровоза" можно смело отказаться.

К сожалению, на современных автомобилях не всегда возможно добраться до нужного патрубка. В таком случае можно оценить состояние картерных газов, вынув масляный щуп.

Не бойтесь испачкаться

Как бы ни расхваливал автомобиль продавец, листая сервисную книжку, при помощи следующих нехитрых проверок вы всегда сможете узнать, как в реальности он обслуживался. Для этого нам потребуется чистая ветошь, прозрачная тара объемом около одного литра и самое главное -желание выбрать хорошую машину.

Сначала открываем корпус воздушного фильтра, вынимаем и смотрим на фильтрующий элемент. Экономичность дизельных двигателей связана с работой на обедненных смесях, а значит, воздуха ему требуется гораздо больше, чем бензиновому собрату. Соответственно, воздушный фильтр внедорожника, который эксплуатировался на пыльных проселках, засоряется очень быстро. Далее песок и грязь играют роль наждачной бумаги, попадая в ЦПГ двигателя и в турбокомпрессор. Если в корпусе фильтра обнаружится много песка, скорее всего, фильтр здесь меняли очень редко. А иногда его вообще бывает трудно извлечь наружу из-за обилия грязи в корпусе фильтрующего элемента.

Воздушный фильтр дизеля засоряется быстрее, чем у бензинового мотора.

Второй важный этап проверки - слив солярки из топливного фильтра. Сразу сделаю оговорку, что эту операцию можно осуществить не всегда. На некоторых моделях дизелей не предусмотрена сливная пробка, встречаются машины, где топливный фильтр расположен в труднодоступных местах. Итак, если есть возможность, то необходимо открутить сливную пробку и слить топливо в чистую прозрачную емкость. Примеси, содержащиеся в топливе, такие как вода и грязь, оседают внизу, и в прозрачной емкости они хорошо видны. Содержание в слитой солярке еле заметной металлической пыли говорит об износе ТНВД. Наличие большого количества воды (несколько капель не в счет) свидетельствует о плохом состоянии форсунок и топливной аппаратуры в целом.

Солярка, слитая из топливного фильтра, должна быть прозрачной (справа).

Если в топливе содержится вода, то она оседает внизу.

Многие беды, приключающиеся с дизельными моторами, начинаются с заправки автомобиля некачественным топливом. Дело в том, что большая часть топливной аппаратуры легковых дизелей смазывается топливом. Если оно содержит воду и грязь, то начинается сухое трение, которое неминуемо приводит к задирам на прецизионных деталях топливной аппаратуры и их выходу из строя.

Из-за грязного топлива на кулачковых шайбах ТНВД распределительного типа образовались раковины.

Японские и корейские внедорожники часто комплектуются металлическими топливными баками, которые со временем начинают ржаветь от воды, содержащейся в солярке. Если слитое из фильтра топливо имеет коричневый цвет, то кроме насоса высокого давления может понадобиться заменить бак.

Надеюсь, что приведенная информация поможет читателям, задумывающимся о покупке дизельного внедорожника, выявить некоторые дефекты мотора, скрытые недобросовестным продавцом. Конечно, что-то может остаться незамеченным, но от покупки откровенно укатанного экземпляра вы теперь застрахованы.

"Полный привод"
декабрь 2006

 


Время работы:
пн-пт с 9:00 до 18:00

Наши адреса:

Москва, Дмитровское шоссе, дом 46, корпус 2, строение 3
+7 (495) 482-17-05

посмотреть на карте

МоторСервис
Москва, Дмитровское шоссе, дом 46, корпус 2, строение 3
Москва, 4-й Лихачевский переулок, дом 4
+7 (495) 482-17-05
mdiesel@df.ru

Яндекс.Метрика